Есть такое понятие — дискурс, я долго не мог понять, почему его так много в романах Пелевина и зачем это слово вообще нужно вводить в оборот. Сейчас я считаю дискурс основным механизмом пропаганды, управления массовым сознанием и культурой в целом.
В своих путешествиях по Санкт-Петербургу я много видел забавных иллюзий света, посетил даже выставку голограмм и световых иллюзий Magic of Light. У входа на эту выставку, у кассы, можно было посмотреться в кривые зеркала, в которых твое отражение непривычным образом менялось, искажалось (вдруг становилось круглым, как шар или, наоборот, вытянутым и длинным, как доска). А были еще такие картинки, в которых под одним углом видишь одно изображение (скажем, клоун улыбается), а под другим углом — совсем другую (клоун играет на трубе). Впрочем, такие картинки продаются до сих пор в любом киоске печати в виде календариков, ручек, прочей забавной мелочи и, наверняка, знакомы каждому.
Так вот и дискурс, как угол зрения на предмет, определяет восприятие предмета или явления, восприятие задается направлением внимания, его вектором и выбранной областью рассматриваемого предмета. Оказывается, можно управлять восприятием, отбирая только определенные области предмета или явления и рассматривая их только под определенным углом, вектором внимания.
Например, если ставить фигуру русского (образ, идею) перед или рядом с областью всего негативного (убийства, пожары, грабежи, насилие, нищета и т.д.), то этого будет достаточно, чтобы, благодаря смыслообразующей функции психического аппарата, человек связал эти два образа, две идеи в крепкую ассоциативную цепь и сделал неосознанный выбор (механизм рационализации построит и обоснует связь этих двух образов, во многом бредовую и иррациональную, если анализировать, зато уже свою, рожденную из себя, а значит обременяющую ответственностью за неожиданно сделанный вывод).
Фокус в том, что ничего доказывать не надо, человек сам это сделает, достаточно задать лишь правильный дискурс. Причем это доказательство, как результат, исходящий от самого человека, будет более надежным и сильным, нежели слова и аргументы другого, априорно ненадежного источника. При этом механизм рационализации и смыслообразования чаще всего проходит неосознанно, прямиком откладываясь в бессознательном. Другими словами, человек получает установку словно под внушением, гипнозом, при этом гипнотизера как такового нет, его роль выполняет дискурс, создавая вербальную иллюзию восприятия.
А теперь представим, что этот дискурс, единый на всех тв-каналах, в газетах и журналах, прописанный в учебниках, повторяется многие годы в рамках всей страны Украины.
Во истину черное можно сделать белым легко, нужен лишь правильный дискурс…