Прочитал такую известную буддистскую притчу «Просто идите своим путём» приведу ее в варианте размещенном на сайте Притчи.ру:
«Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Ученик сказал:
— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.»
Я понял это так:
речь идет о контроле себя, своей внутренней гармонии, гармонии с самим собой и окружающим миром, которая здесь названа словом «свой путь», отражая по-сути свой внутренний мир. Если кто-то агрессивно вторгается в него, тогда предполагается, что есть два выбора:
— принять агрессию и начинать на нее как-то реагировать, начать процесс борьбы, противостояния, ответной агрессии, либо
— не принимать агрессию, отвергнуть, не позволяя, чтобы кто-то нарушал твое внутреннее пространство, «заражал» его без участия твоей воли.
Проблема здесь в том, что в большинстве случаев какой осознанности и контроля своего состояния нет и мы действуем по первому сценарию, то есть автоматически, включаясь в борьбу, отвечая ударом за удар. Будда говорит, что это столь же глупо, как бороться с веткой, которая упала на вас, — ветка не имеет сознания, это предмет, который сам является жертвой, игрушкой в руках стихий (порыва ветра, засухи или еще каких-либо других причин). Так и другой человек ставший жертвой каких-либо обстоятельств, причин, заражается негативными эмоциями страха, злобы, мести, гнева и становится в результате ходячим мутантом одно прикосновение которого (один удар) способно перенести заразу другому, сделать из одного мутанта двух (и так далее, до полной эпидемии распространяющейся в геометрической прогрессии).
Будда говорит что переносить агрессию и эмоции чужого человека на себя, вступая в борьбу, так же глупо как драться с деревом.
Я бы сказал, что это еще и очень опасно, поскольку такой перенос может принять форму эпидемии.
С другой стороны вспоминается нагорная проповедь Иисуса:
“Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Матв.5:39)
Здесь тоже речь идет про агрессивное нападение другого человека, но появляется новый выбор — не бороться, не бежать от него, а позволить себя унизить еще раз, принять еще один удар. С одной стороны здесь видны явные следы мазохизма, как закрепления страдания для получения неизбежно следующего за ним удовольствия в виде отката, в том числе и морального. Но здесь я вижу и другой момент связанный с буддисткой притчей — предлагая себя, свою вторую щеку, ты поворачиваешься лицом к лицу с другим человеком и предлагаешь ему полностью избавиться от тревожащих его эмоций, освободиться, делая свободным и себя и другого человека.
Встреча с мутантом (больным) путем самопожертвования своего Эго (эгоизма) приводит к его чудесному излечению и нейтрализации мучавших его страстей, прерывая распространение «эпидемии».
Принимать боль другого снова и снова, пока она окончательно не растворится.
Здесь больше альтруизма и любви к ближнему, каждый может не просто сохранить мир в себе, но и спасти этот мир..